suzemka

PHIL SUZEMKA

Life Counted In Nautical Smiles


Previous Entry Share Next Entry
suzemka

СТИХИ




Никогда не любил стихов. Терпеть не мог. Вечно приходилось их запоминать. Ходишь, бубнишь чего-нибудь, что «к пятнице наизусть» и думаешь: «Во тоска!»

Феты проклятые,  «наше всё» кучерявое это, Иван Сергеич с идиотским «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий...», которое вообще ни запомнить, ни прилепить потом ни к чему.

Стихи ж, они для чего? Правильно! - три варианта: 1. чтоб петь; 2. чтоб, если на неё водка плохо действует; и 3. чтоб образование изобразить.

А больше ни для чего вообще.










Так что, я никогда не переживал, что «не увижу знаменитой Федры». Решил, что обойдусь без всяких театров многоярусных. И как-то жил, между прочим. Из школы выскочил, перекрестился, успел подумать: «Ну, слава те, господи! Из стихов теперь только то, что сам напишу!»

С прозой всегда легче выходило. Она лучше торкает, особенно если доходчивая. И даже не надо чего-то там подчеркивать, запоминать, говорить, что вот это, мол, самое сильное место в книжке и т. д.

Если место и правда сильное, то само как-нибудь выскочит, даже ссылаться на него не обязательно. Помню, Шкалика посадили на малолетку, он нам с Валеркой с зоны через месяц письмо написал. Хорошее такое:

«Пацаны! Сюда лучше не попадать. Я только сейчас понял, когда сам влетел. Ведите там себя нормально. Если что тырить — главное, чтоб на стрёме плотно стояли. Если морду кому бить — алиби надо. По другому никак. Я тут книжки читать стал. Есть хорошие. Вот почитайте, что я тут у одного мудака нашёл: «жизнь даётся человеку только раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно...»

Ну, и дальше всю цитату по тексту оригинала.


Мы с Валеркой очень удивились. До этого-то Шкалик говорил, что книги все бы хорошо б спалить. Чисто Гитлер! А тут проняло человека. И не стихи ведь. Из стихов-то Шкалик дальше, чем «на скамье подсудимой была дочь прокурора и какой-то жиган» никогда не совался.






Мне самому поначалу-то стихи писали всякие пылкие дамы. Одна пылкая дама написала, когда мы с ней после шестого класса были в пионерском лагере. Она потом уехала к себе в Корсаков, а я — в Южно-Сахалинск. Получаю письмо, а там - японская жвачка и стихи. Хорошие стихи, я считаю:

Что пожелать тебе, не знаю,
Ты только начинаешь жить,
От всей души тебе желаю
С хорошей девочкой дружить.


Смело, да? И свежо, я так думаю. Жвачку я сожрал, потом прилепил за ухо, потом опять сожрал, потом друзьям подарил, а в стихах исправил красной ручкой восемь ошибок и отправил письмо обратно в Корсаков.

Кому-то из пацанов неожиданно мысль пришла: «А уж не себя ли она, дура, имела в виду?!»







Другие пылкие дамы, когда я им это рассказывал, обзывали меня негодяем и сволочью, но приставать не переставали. Отсюда я сделал вывод, что стихи вообще не нужны, если на нас, сволочей, спрос и так не падает. Ну, а зачем они, правда? Маму по радио поздравить?

Пусть все оттенки радости
Подарит День Рождения
И будет долго праздничным
Прекрасное настроение!


Так-то, по уму, хороший стих написать — это целое дело! Я по себе знаю. В 2006 году у нас получилось. Надо было на Фабрике Мебели 8 Марта открытку сделать. К этому самому 8 марта. Мы неделю мучились, пока правильный текст не сочинили.







С тех пор работаем только в прозе. Да и то тяготеем к малым формам.



***


В универе тоже не просто было. Лингвистика она, конечно,  лингвистикой, а историю мировой литературы целых пять лет корячили. Со всеми этими ямбами, хореями, дактилями и амфибрахиями. Не говоря за гекзаметр, с которого я греческую литературу возненавидел.

Да и в Риме не лучше было. Почитайте в оригинале Марциалов этих с Квинтами Горациями Флакками: все ударения смещены, долготы перепутаны, слово на слух не узнать!

В общем, плохо у меня со стихами. Сам, как видно из приведенного выше примера про котов, сочиняю шикарно, а чужие ненавижу.







Если, конечно, песня хорошая, тогда очень послушать люблю:

В одном городе жила парочка:
Муж шофёр, а жена счетовод,
И была у них дочка Аллочка,
И пошел ей двенадцатый год..

Началась война сорок первого,
Муж ушёл на войну воевать,
И сказал жене: «Береги, жена,
Дочку Аллочку, всё ж ты ей мать!»


Очень жизненная история! У нас от хутора до района после войны паровоз три вагона таскал, там это всегда пели. Кто хлеба даст, кто стакан нальёт, кто сала отрежет, кто грибов в кепку насыплет.

Здравствуй, папочка, - пишет Аллочка
И еще я забыла сказать,
Что велела мне наша мамочка
Дядю Петю отцом называть...

Как узнала мать о предательстве
Завела свою дочку в сарай
И вонзила нож в сердце Аллочки
И успела та крикнуть лишь «Ай!»...

А вы, женщины, все неверные,
Муж на фронте, а вы здесь - гулять!
Война кончится, муж придет домой,
Что ты будешь ему отвечать?


Хорошая песня, за душу берёт. Особенно «Ай!». У меня ж душа большая, как у коровы. Где не бери, всегда поймаешь.

Здравствуй, Аллочка, - пишет папочка,
Я калека без рук и без ног
Приезжай ко мне, дочка Аллочка,
Мы с тобою теперь заживем
...


Сейчас такие песни редко где встретишь, а вот на хуторе под гармошку я их много наслушался. И никакой МГУ меня не перевоспитал. Ну, а как!

Я бил его в белые груди,
Срывая с него ордена,
Ах, люди, вы, русские люди!
Родная моя сторона!


Тут прямо выть от счастья хочется, кто понимает!







Слава богу, музыкальная культура у нас была на высоте. Одни «Курские Слепые» чего стоили! Это ансамбль такой подпольный. Там и музыка прям настоящая и слова проникновенные всегда были:

Мы пошли гулять в лесок,
Я сорвала там листок,
Приколола к голове,
Чтоб понравиться тебе.

Ты со мной в лесу гулял,
Обнимал и целовал,
А потом упали мы
В объятья нежные любви.

Всё проходит стороной,
Ходишь в лес теперь с другой,
Видно, было так в судьбе,
Не понравилась тебе.







У курских слепых всегда доходчиво получалось. И про секс романтический тоже. Это мы, правда, всегда под самый конец пели:

Белая-несмелая
Ты из снега вся.
Только шепчешь ласково:
«Обними меня».

А наутро солнца луч
Озарит окно.
Лишь на белой простыни
Алое пятно.


А?! Я пацанам тогда предложил: «Давайте, - говорю, - это у нас типа белый танец будет?» Офигеть, как попали удачно! Со всего района невесты съезжались. Главное, текст как бы завуалированный такой получается: вроде и про секс, а вроде и про любовь (на хуторе это очень жёстко разделялось, не дай бог, между прочим!)







И, к слову, военно-патриотическая тематика была. Чистый рок:

По чужой земле я вновь бегу
Гермошлём закрывши на ходу
Мой «Фантом» как пуля быстрый
В небе голубом и чистом.
Но вижу — Миг-15 на хвосту...


Или, когда водительские права в школе получали, все ж пели:

Московский тракт проложен до Херсона
И как-то раз по этому пути
Машина «ЗиС», груженая бензином
Пыталася «стотридцатого» обойти...







Там, правда, поубивались все до одного:

И так они неслись до поворота,
Не уступая никому пути.
А по краях — всё кочки да болоты,
Спидометры на сотенных легли...


Но, ведь и просто, про обычные, хорошие, человеческие отношения песни были. О скромности, допустим, об девичьей гордости:

Ты стоишь не в силах отказать,
В первый раз раздета не для сна...


Дальше не буду, дальше для хутора нормально, а в Москве говорят: «Грубо». Что грубо, если жизнь?! К тому ж романтика. Вон Витька Бес нам в карантине пел про шута с королевой — не романтика, что ли? Особенно, когда шуту этому король башку отрубил. Витька как завоет:

И покатилась голова
(Пауза, удар по струнам)
Стуча зубами по паркету....

Как тут не заплакать? Тем более, я догадался, взял да и запустил по полу учебную гранату. Она по паркету «ды-дык! ды-дык!» - ну, точно, прям как зубы у головы у этой, такой звук получился.

Мы потом и в других ротах так же её исполняли: Витька Бес на гитаре, ну а я - партию гранаты. Пацаны сами просили: «Давайте, духи, пойте про зубы, пока мы вас тут всех не порвали».







Но суть не в этом. Я ведь про что: была у нас на святой Руси большая поэзия, была. И не просто большая, а доходчивая. Всем нравилось: и по делу, и как бы про тебя, и не совсем. Уметь надо!

А вот эти все «последний час вигилий городских...» или «что Троя вам, ахейские мужи» - вот это для кого всё, интересно? И откуда целевая аудитория возьмётся? Где она на хуторе или в армии — я знаю (там даже целиться ни в кого не надо было, всегда 100-процентное попадание). А тут? Всё как-то расплывчато, размазано... Нерусское всё какое-то...

Отсюда больше прозы. Хорошей и разной. Прапорщик один у нас в роте рассказы писал. Мне нальёт, я чё! - я хвалю. Он почитает, мы выпьем, он тетрадку с рукописью отложит, говорит: «Боже мой! Сколько таланта я зарыл в землю! А ведь мог бы быть в Союзе Писателей! «Лолиту» читал, нет? Вот именно! И «Лолита» запрещена и моё творчество тоже».  Очень переживал, но перо не бросал.

А рассказы я до сих пор помню: «Ляля и стройбат», «Надя у казармы», «Генеральша в мехах», «Вика и три дембеля», «Лолита для спецназа», ну и так далее. Сейчас, думаю, он активно издаётся.







Но при всей любви к прозе на стихи натыкаюсь постоянно. То по радио что расскажут, то какой знакомый прочтёт, то в газете вычитаю между «продаётся колхоз» и «не стареют душой ветераны», то вообще откуда-то с неба свалится что-нибудь вот такое:

Он про счастье мне плёл неотложное
В маков цвет перекрасил весь дом
Хоть с Вьетнама, а всё ж — тварь божия:
Наш заведующий фотокружком...


А недавно еду в Москву из деревни. Снег метёт, фигня всякая в стекло летит, на дороге щит стоит «Горячие пончики — 50 км», и тут звонит мне Славик и говорит:

- Витёк, а у вас в Брянской области поэты живут.

Про то, что у нас этих поэтов, как волков, я и без него знаю. Но чувствую подвох какой-то. А Славик говорит:

- Я, когда геологом работал, нефть там у вас искал. Нефти в Брянских лесах, чтоб ты знал, нету, даже не надейся. Во всяком случае, между Навлей и Кокоревкой точно нет. Самогон у вас добывать можно везде, а нефть - фигушки. Так вот сидим мы как-то, выпиваем, я что-то в рифму ляпнул, а тут мужичок местный говорит: «Я тоже стихи пишу». Что после этого человеку сказать можно? Только одно: «Ну, прочти...» Он приосанился и прочёл. А я вот сегодня вспомнил и тебе рассказать решил.

- Ладно, Славик, не томи, читай давай! - сказал я.







Славик мне прочёл, я уже неделю от этого стиха избавиться не могу. Главное, обнаружилось то, с чего, видимо, это было написано. Помните, у Николая Майорова было? -

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли недолюбив,
Не докурив последней папиросы.


Но минималист этот брянский еще дальше пошёл. Я ходил-ходил, а потом думаю, а чего это я один мучаюсь. И решил всем рассказать:


Узкобёдрый
И широкоплечий -
Я таким
Всегда был!
Всегда!
И я хочу,
Чтоб все люди на свете
Были такими же
Как я!




***

Стою вот на балконе, курю. Снег летит вдоль фонарей, темень, аптека мигает, машины заметённые, вдалеке кобель воет. Стихи эти. Тоска, в общем...




  • 1
Эх, вот если бы мне такие стихи читали...

Стихи, они ведь от чувств, а не от образованности.
От образованности, я и сама себе могу стихи почитать.

Если серьезно, ты сильно обогатил мой стихотворный запас.
Я многих шедевров не слышала.

А я, Елена Вадимовна, это всё еще и пою! Чисто курский слепой, прости господи

Надеюсь не на балконе поёшь.
А то, проблемы могут быть.. с горлом. Холодно же.

а чего... Нормальное стихотелосложение. Хуже когда жопа шире плеч и гекзаметра не видать.

Я б тоже всех унифицировал на хрен

А что? Хорошее пожелание!
У тебя уже исполнилось. Так что и не переживай! ;)
Не будем мы к тебе со стихами приставать, не будем! ;)

Шо исполнилось-то? Унификация на хрен?!!!

Я не хочу всех под одну гребёнку,
Я не хочу увидеть всех в себе.
Мне хочется увидеть ту девчонку,
С которой целовался при Луне.

В том числе...

Весь мир театр, каждый в нем актёр,
Но пьесой управляет режиссёр...

Объясняю, ёпт. Поэзия - высшая форма языкового сознания. Теоретически, она в произвольный момент времени может настичь любого носителя языка, даже если он пожизненно трудится в шиномонтаже и знает не более одной рифмы к слову "звезда".
Муза же, шляется где попало :)

Пасиб, шо хоть объяснил!

Всегда пжалст. Кстате, Осипа Эмильевича нельзя поминать всуе - хуй отвалится.

Если можно, без мата. Осипу Эмильевичу давно всё равно, а мне неприятно.

Edited at 2013-12-10 06:47 pm (UTC)

А, можно, конечно. Мандельштам дал людям больше, чем это можно себе представить. Если его просто прочтут все - на Земле немедленно наступит золотой век. Такие мёртвые заслуживают больше почтения, чем большинство живых.

Вот вы, которые из Южного, всегда были культурней нас, корсаковских.
Столица же, йопта.
Хотя стихов-то и на нашу долю перепадало чуток.
"Развеет ветер над Даманским серый дым,
Девчонка та уже встречается с другим..."

Щас уже такого трагизма не делают, не. Оциничнели, суки- прозаики.

Самые даровитые, наверное, как всегда, где-нибудь посредине живут. Допустим, в Третьей Пади...

Edited at 2013-12-11 07:12 am (UTC)

Тетраэдр , икосаэдр , додекаэдр .... А ты , Фил - дофигаэдр . Многогранный ты наш , в общем ...

Андрюх, большое заблуждение думать, что я хоть половину из всей этой шняги помню

Эх бин вот пацанов которые поубивались жалко,сильно.С ними ведь и в разведку или дешёвый вермут можно сообразить.А с Аллочкой что!?И к отцу она наверно то и не поехала!?
Спасибо Фил:)!

Народное творчество, Дим. А к калеке-отцу она после прощального "ай!", поди, не поспела...

Я тоже однажды приобщиться к высокому

Лет двадцать назад, по телевизору в каком-то «Примитенашипоздравления» девы из Усолья-Сибирского одарили свою подругу из Ангарска нетленным:

Будь красива как Мальвина
И как Золушка мила,
И полюбят тебя сразу
Тридцать три богатыря.

Сразу видно: горело в людях сердце!
Я теперь как напьюсь — всегда это цитирую. Ибо достойно.

Re: Я тоже однажды приобщиться к высокому

Да не исчерпать этого всего. Тянется народ к высокому

хотела бы я чтобы кто-то написал диссертацию на тему примерно Время Глум - издевательская интонация русской мужской прозы позднего 20-го века.
пока петрушевские надрывалис', глумисты отрабатывали перо. и ничего, таки отработали!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account