suzemka

PHIL SUZEMKA

Life Counted In Nautical Smiles


Previous Entry Share Next Entry
suzemka

НА ЗАПАД ОТ КРАЯ ЗЕМЛИ



Это было предложение, от которого не отказываются. Франция, департамент Вандея. Та самая, где контрреволюция и ройялисты. Где - Guerre de Vendée, где Нант, Ла-Рошель трех мушкетёров и «адские колонны генерала Тюрро»... И где 10 000 брошенных в море в шутку названы нантскими «наядами» - так люди Конвента обыграли слова naïade и noyade. Непостижим и мрачен юмор любой революции.

В общем, Вандея. Порт Les Sables d’Olonne. Верфи Beneteau. То есть ― Бискай. И не просто Бискай, а Бискай в конце ноября. Кто от такого откажется?

Я закинул паспорт в посольство и сел читать все, что можно прочесть о Кантабрийском море. Mar Cantábrico, оно же - golfo de Vizcaya, оно же – Бискайский залив.






«Одним из мест с самой свирепой репутацией, является Бискайский залив, находящийся на западной границе Франции и Испании. Почему Бискай имеет такую отвратительную репутацию? В двух словах – корабли гибнут. Эта акватория ошибок не прощает и шутить с ней не следует, даже на современных яхтах с первокласным парусным вооружением и мощным двигателем».

У нас современные лодки с первоклассным парусным вооружением и мощными двигателями ―  Lagoon-450, только что сошедшие со стапелей верфи в Sables d’Olonne. Второй раз иду в Океан на катамаране.





«Широким фронтом залив обращен к океану. Это очень глубокий бассейн. Наибольшие глубины находятся вблизи испанского побережья. У французских берегов величина приливов доходит до 5 м, а у испанских - до 3-3,5 м».

Прилив пять метров — это я еще не видел. Но мы из Франции сразу выходим в открытое море. И, надеюсь, уйдем на отливе.

«При ветре 9 баллов высота волн здесь достигает 12,2 м. Штормы наблюдаются с октября по март и особенно - с ноября по февраль».

Мы снимаемся с якоря 19 ноября. Или чуть раньше. Или позже: море есть море, тем более — Океан, тем более — Бискай. Выходят две однотипные лодки. Обе пойдут под британским флагом через Атлантику к Подветренным Островам, но, возможно, разными маршрутами.

А ветер в девять баллов — это где-то около 40 узлов получается. Или 23 метра в секунду. Или 82 км/ч. По-любому, красиво.





«Если вы идете на юг, ждите пятидневного прогноза умеренного северо-западного ветра. Определение слова «умеренного» зависит исключительно от вас, вашей яхты и вашей команды. Для кого-то 30 узлов это весело, а для кого-то уже больше чем надо. В целом, помните, что где предсказано 30 узлов, там скорее всего будет порывами до 45-ти».

На прошлом переходе мы влетели в 50 узлов ветра (шторм-десятка). Но то было в открытом Океане, а тут идем на юго-запад, в обход Испании. После пересечения Биская предполагается остановка на день-два в Vigo (первый маяк — зеленый мигающий свет, интервал 5 секунд, радиус видимости — 10 миль) для осмотра лодок перед тем, как им уходить в Транс-Ат.

Ясное дело, никакой дурак лодку из укрытия в шторм не выгонит, а пятидневного прогноза нам точно хватит — там до Vigo хода, даже при самом плохом раскладе, всего дня три-четыре. И то, если проходить около ста миль в день. Из 36 дней открытой Атлантики только один раз было, когда мы на встречной шестибальной волне прошли за сутки всего 120 nm. А так — 160-200.





«При сильном ветре волны в Бискае формируются и передвигаются группами по три. То есть, три крутые, высокие волны идут друг за другом, а затем затишье на короткий промежуток времени. А потом опять три волны. Такое формирование волн может быть довольно опасным. Первая волна наклоняет яхту, вторая подставляет яхту поудобнее дня третьей волны, которая и обрушивается в кокпит».

Интересно, как эта машина вообще воспринимает такие волны и как реагирует на них. Lagoon 450 — совершенно новая лодка, их только-только начали выпускать и я пока не знаю никого, кто б на них уже ходил. Сам попадаю в первую сотню исследователей. Но скрипа, я думаю, не оберешься, если вспоминать, как вела себя на волнах в азорском переходе наша 440-ая Olesya.





«Не расстраивайтесь, и постарайтесь поменьше прислушиваться к историям-страшилкам о Бискае или о идущим после него Finisterre».

Мыс Финистерре (Finisterre — Край Земли) — отдельное замечательное место. Я не расстраиваюсь, но если честно, то надеюсь его даже не увидеть. Максимум - свет маяка, и то хорошо б миль за двадцать! (Белый мигающий свет, интервал 5 секунд, радиус видимости — 23 мили, сирена в тумане).





«Иначе вы никогда не выйдете из гавани».

Из гавани Sables d’Olonne выходят два экипажа ― мы и французы. Они хотят от Испании рвануть сразу через Океан (для меня маршрут непонятный, карта ветров им там ничего хорошего не обещает). А лодка с русскими предположительно спускается до Канар с возможным заходом на Мадейру.

И еще французы против захода в Испанию: они говорят, что от Биская надо драпать, чем дальше - тем лучше. Может, они и правы. Профессиональные перегонщики, они уже шваркались через Атлантику раз пятнадцать, и вообще эти пацаны местные. Как им не верить? Да и карта ветров для них - букварь. Тут пятидневные прогнозы висят в любой булочной: "Круассан - 0,65 евро, багет - 2 евро, ветер NW 7 баллов с усилением до 9 от 17.30, хлеб с изюмом - 3 евро".

Как все сложится, станет понятно только в Vigo. (На выходе, пересекая изобату 50 метров, обойти по Западу буй кардинальной системы — быстро мигающий огонь с интервалом между вспышками в 15 секунд и радиусом 5 миль). Выход за изобату 100 метров означает Океан.





«От деревни Malpica до мыса  Finisterre идет Cоstа de la Muertе (Берег Смерти), получивший свое зловещее название благодаря тому, что из-за скалистых берегов, сильных ветров и течений здесь разбилось множество кораблей».

Точно - страшилки! Влада Дракулы в этих морях не хватает! В общем, надоело мне читать про тех, кто в мокрых штанах, с прилипшей к попе сардиной, хватался ободранными руками за все подряд веревки и, вторя трюмным помпам, вопил «полундра!» Прямо классика: «Лёлик! Всё пропало! - гипс снимают!.. клиент уезжает!..»

Стал искать других - тех, кто с ноября по февраль относительно спокойно прошел район Cоstа de la Muertе. И нашел. Значит, шмыгает народ туда-сюда. Довольно серьезно готовится, но таки шмыгает! А мы чё, рыжие?..

«Сам городок Finisterre очарователен, он идеально подойдет для паломников, завершающих путешествие по Пути Св. Иакова».

Честно говоря, понятия не имею, откуда шел этот самый Сант-Яго и что он забыл на Краю Земли. Просто Ферапонт какой-то!





Я вообще заметил, что святым на месте никогда не сиделось. Кто был первым туристом? - вот ни разу ни Марко Поло, не Робрук и не Плано Карпини! Первые тургруппы образовывались исключительно святыми по профессиональному признаку.

Св. Туристу Павлу не сиделось у себя в Тарсе, Св. Путешественника Петра несло в Рим, Св. Зоолог Герасим изучал жизнь львов в провинции, а Св. Географу Андрею как мёдом было намазано именно в Киеве на Андреевском спуске. Вот вы знаете какого-нибудь стационарного великомученника? Я — нет. Все наглухо амбулаторные!

Так, вроде бы, и всё...  Ничего не забыл? - А! Ну как же: мне ж тут опять попалась самая известная история про мыс Finisterre:




РАДИОПЕРЕГОВОРЫ АМЕРИКАНСКОГО АВИАНОСЦА
16 Октября 1997 г.


«Испанцы:  ... говорит А-853, пожалуйста, поверните на 15 градусов на юг, во избежание столкновения с нами. Вы движетесь прямо на нас, расстояние 25 морских миль.

Американцы:  ... советуем вам повернуть на 15 градусов на север, чтобы избежать столкновения с нами.

Испанцы: Ответ отрицательный. Повторяем, поверните на 15 градусов на юг во избежание столкновения.

Американцы (другой голос): С вами говорит капитан корабля Соединенных Штатов Америки. Поверните на 15 градусов на север во избежание столкновения.

Испанцы: Мы не считаем ваше предложение ни возможным, ни адекватным, советуем вам повернуть на 15 градусов на юг, чтобы не врезаться в нас.

Американцы (на повышенных тонах): С ВАМИ ГОВОРИТ КАПИТАН РИЧАРД ДЖЕЙМС ХОВАРД, КОМАНДУЮЩИЙ АВИАНОСЦЕМ USS LINCOLN, ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, ВТОРЫМ ПО ВЕЛИЧИЕ ВОЕННЫМ КОРАБЛЕМ АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА. НАС СОПРОВОЖДАЮТ 2 КРЕЙСЕРА, 6 ИСТРЕБИТЕЛЕЙ, 4 ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ КОРАБЛИ ПОДДЕРЖКИ. Я ВАМ НЕ СОВЕТУЮ - Я ПРИКАЗЫВАЮ ИЗМЕНИТЬ ВАШ КУРС НА 15 ГРАДУСОВ НА СЕВЕР. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МЫ БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ ПРИНЯТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАШЕГО КОРАБЛЯ.  НЕМЕДЛЕННО УБИРАЙТЕСЬ С НАШЕГО КУРСА!!!!

Испанцы: С вами говорит Хуан Мануэль Салас Алкантара. Нас двое человек. Нас сопровождают пёс, ужин, 2 бутылки пива и канарейка, которая сейчас спит. Нас поддерживает радиостанция «Канал 106 - Экстремальные Ситуации На Море». Мы не собираемся никуда сворачивать, учитывая, что мы находимся на суше и являемся маяком А-853 на мысе Финистерре Галисийского побережья Испании. Мы не имеем ни малейшего понятия о том, какое место по величине мы занимаем среди испанских маяков. Можете принять все ё...ные меры, какие вы считаете необходимыми и сделать все что угодно для обеспечения безопасности вашего ё...го корабля, который разобьется вдребезги об эти ё...ные  скалы. Поэтому еще раз настоятельно рекомендуем вам сделать наиболее осмысленную вещь: изменить ваш курс на 15 градусов на юг во избежания столкновения.

Американцы: OК, принято, спасибо. Конец связи».





Ну, и, наверное, последнее. Помните? - «...это песня о бедном рыбаке, который попал из Неаполя в бурное море. А его бедная девушка ждала на берегу. Ждала-ждала, пока не дождалась. Тогда сбросила с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море. И сия пучина поглотила ее в один момент. В общем, все умерли».

Так я-таки нашел эту песню! И чуть последнюю голову не сломал, когда, слушая Pink Martini, пытался понять, на каком это диком диалекте они поют Nanni Nanna! А потом включил клип и они там всё сами сказали. Теперь хожу и повторяю:

Ninna nanna marinare
Tu si bell comme o' mare
A vote calm, senza creste
A vote tutta na' tempesta


Сейчас, на выходе, это моя любимая песня о моряке.





Ну вот, теперь, пожалуй, - всё. Точно, всё. Сплю в своем поплавке один. На лодке больше никого нет. В Москве шел снег. В Париже висел туман. Земля появилась за секунду до приземления. Потом - TGV до Нанта, пересадка на Сабль, французы, у которых еще с герцога Бэкингема проблемы с английским, вечерние устрицы в марине...

Закончились переговоры с сервейером, осталось купить провиант, закрепить спасательные плоты, проверить метки на снастях, установить и настроить VHF, наклеить на бортах и транцах буквы - ALEXANDRA и ALINA. Пора!

Всё готово: мы готовы, лодка готова, Океан — он всегда готов.

Мы уходим к Западу от Западного Края Земли. Появление этого текста означает, что мы отдали швартовы и вышли в Бискай. Всем удачи и до связи на шестнадцатом канале! Мы ведь должны поймать свою семерку под килями, верно?..



  • 1
Даже представить себе не могу, когда яхта идет со скоростью сорок узлов - скорее летит....

Большие спортивные тримараны больше 60-ти летают. Но когда говорят, что скорость ветра составляет 40 узлов, это, разумеется, не означает, что с такой же скоростью идет лодка! Вон в Москве, что ни неделя, дают штормовое предупреждение по ветру. А дома как стояли, так и стоят :)

Edited at 2012-05-21 10:44 pm (UTC)

Про маяк здорово! ;))
Песенка приятная.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account